Искусство турецкой мраморной бумаги "эбру" в течение долгих веков служит каллиграфам, стремящимся увековечить свое слово в самых прекрасных книгах. Оно услаждает глаза человека, любующегося бумагой эбру, обрамленной причудливыми рамками…
Эбру - это особый способ изготовления бумаги, когда краски, при помощи которых она окрашивается, словно переплетаются друг с другом, но не смешиваются и их оттенки можно легко различить. Искусство эбру заключается в нанесении на бумагу натуральных красок, приготовленных в емкости с водой при помощи кисточки из конского волоса, прикрепленной к ветке розового кустарника.
Существует несколько версий, объясняющих этимологию слова "эбру". Например, в арабском языке есть слово "ab-ru", которое переводится как "вода для лица", в чагатайском языке "ebre" обозначает "волнообразный". Но принято считать, что термин "эбру" происходит от персидского слова "ebri", что в переводе с фарси означает "облако".
Неизвестно, где точно зародилось это искусство. Однако можно с уверенностью утверждать, что роспись под мрамор несет в себе характерные черты восточных искусств. Некоторые иранские источники утверждают, что эбру появилось в Индии, где его переняли фарсы, от которых оно перешло к туркам - османам. Другие же источники сообщают, что роспись под мрамор появилась в Бухаре, и после иранцев ее переняли турки. На западе этот вид искусства носит название "турецкая бумага".
Первые образцы эбру можно найти в книге "Gay-i Cevgan" ("Гай-и Чевган"), написанной в 1539 году и хранящейся в стамбульском дворце Топкапы.
По своей сути эбру - это гармония танца красок и воды. Слова "изящность" и "утонченность" могут послужить еще двумя его определениями. Искусство эбру требует особого старания и прилежания; каждая роспись в стиле эбру уникальна и невозможно создать два одинаковых листа эбру. Эта техника росписи, как и все османские виды искусства, передается от мастера к его ученику, которому впоследствии дается разрешение на занятие эбру. Нет книг или школы, в которых изучалось бы эбру - владение этой уникальной техникой приходит лишь с опытом.
Эбру создаются при помощи компонентов, которые существенно различаются по своей сути, но при этом превосходно дополняют друг друга. Для изготовления эбру требуется желчь, шило, емкость для красок и воды, камедь и бумага.
В старину мастера смешивали в большом прямоугольном корыте белую смолу с водой и выдерживали в течение 12 часов, время от времени перемешивая. За это время смола растворялась, и смесь приобретала необходимую кондицию. После этого в маленьких чашках готовили краски.
Краски смешивались с водой и бычьей желчью, а потом выливались в корыто, где после размешивания превращались в интересные узоры. Сверху на краску клали бумагу, оставляли на 5-10 секунд, а затем снимали и сушили. Так появлялся орнамент. Для того чтобы нанести какой-либо определенный узор или надпись готовился трафарет, который слабым клеем прикреплялся к бумаге. Когда краски высыхали трафарет отклеивали, и на бумаге оставался задуманный узор. Так как этот метод был придуман мастером вязи и росписи под мрамор Неджметтином Окйяйем (1883-1976), эбру, выполненные этим методом, называют "Эбру Неджметтина".
Это искусство насчитывает несколько столетий, и, благодаря возникновению новых методов, мастера эбру создали различные направления техники, которые дополняют характеристики классического эбру. На сегодняшний день существуют такие разновидности рисунка эбру, как "крупный", "прилив и отлив", "зигзагообразный", "шаль соловья", "фейерверк" и "цветок". И в любом виде эбру ни один мастер, насыпая краски в емкость, еще не знает, каким выйдет его рисунок. Он может только предполагать, на что будет похоже его творение.
До недавнего времени существовала опасность исчезновения традиционного турецкого искусства, но благодаря стараниям таких мастеров, как Неджметтин Окйяй, Мустафа Дюзгюнман и Фуат Башер искусство эбру сохранилось до наших дней. И с каждым днем мастеров эбру становится все больше и больше.
Алиме АККАЯ
Yakamoz *Лунная дорожка*
Количество сообщений : 8169 Я - Герой! : Дата регистрации : 2007-12-31 Репутация : 9 Очки : 64335
да я в школе училась необычной-русско-турецкий лицей называется..все преподаватели турки, все предметы(кроме русского,истории,географии,литры) на английском,+ турецкий. из школы правда давно выпустились.но вот ходили недавно встречаться с преподавателями,однокашниками,вот там и узнали об этом.как то так получилось))
Su *Особенная*
Количество сообщений : 15704 Я - Герой! : Откуда : Россия Дата регистрации : 2008-01-01 Репутация : 13 Очки : 69112 10000 - это много! :
лицей был и для девочек и для мальчиков. мы просто учились по разным адресам.
в лицей я попала довольно хитрым способом-мне прислали приглашение, когда я училась в 7м классе.( я участвовала в олимпиаде по математике и где-то там меня и выловили)
к сожалению,в эту среду свои "творения" не покажу-выходной, оказывается)) но на следующей неделе обязательно))
Su *Особенная*
Количество сообщений : 15704 Я - Герой! : Откуда : Россия Дата регистрации : 2008-01-01 Репутация : 13 Очки : 69112 10000 - это много! :
значит так.фотки не очень хорошего качества-нормальный фоттоаппарат заболел и не пришел,пришлось фотографировать на телефон и на другой фотоаппарат, не очень хороший.но все-таки ^_^ 01. 02. 03. 04. 05. 06. 07. 08. 09. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20.
Последний раз редактировалось: eaassss (Ср Ноя 11 2009, 21:06), всего редактировалось 2 раз(а)
Zerina *Шалунья*
Количество сообщений : 14098 Возраст : 43 Я - Герой! : Откуда : Istanbul- да... Дата регистрации : 2008-01-02 Репутация : 23 Очки : 68964 10000 - это много! :
теперь комменты. 1,2,3-это процесс,4-результат. узор называется то ли hatip,то ли hatib. 5,6-процесс,7-результат.узор-kalp, сердце. 8.вся "картина" целиком. 9.она же,уже на бумаге.только там мы еще мспользовали tarak,это такая ерундовина,типа расчески,перед переносом рисунка. 10,11,12-это я, "творю" 13,14,15,17. ах,да. 16-это как раз,после использования "расчески". 18-это обе работы. 19-это моя.не очень цвета подходят-красный слишком яркий,когда используешь тарак,это не так заметно. 20-а это мы чистим воду между рисунками-когда переносится рисунок на бумагу,лист как бы вытирается об край,и немного красски остается в "тазике". воть))
Zerina, спасибо ^_^
Kedi *Просто Кыся*
Количество сообщений : 12371 Возраст : 52 Откуда : таки не поверите..Стамбул Дата регистрации : 2008-01-17 Репутация : 7 Очки : 69317 10000 - это много! :
Количество сообщений : 12371 Возраст : 52 Откуда : таки не поверите..Стамбул Дата регистрации : 2008-01-17 Репутация : 7 Очки : 69317 10000 - это много! :
eaassss, спасибо, что поделилась такой красотой! Если будет ещё, что нам показать, то мы посмотрим с удовольствием... А ты в Турции бывала? Как попала на наш форум?
фрау Генч *Роковая женщина*
Количество сообщений : 4935 Возраст : 39 Я - Герой! : Откуда : Confoederatio Helvetica :) Дата регистрации : 2008-01-06 Репутация : 5 Очки : 63458