- lenok пишет:
- А ещё
"Вы просите песен? Их есть у меня"
Для начала давайте посмотрим, где мы ходим. От дальнего края акведука смотрим через улицу и видим колонну Маркиана. Полюбовались, снова возвращаемся к акведуку и идем к Фатих-джами.
На карте хорошо видно, что от улицы ее отделяют длинные узкие строения. Вот между ними по лестнице и поднимемся. На ступеньках с плакатом сидела вот эта кися - то ли что-то рекламировала, то ли в одиночном пикете, то ли "подайте что-нибудь на пропитание бывшему депутату..."
А вот и мечеть Фатих.
Фото чужоеЧерез двор выходим на параллельную главноу улочку имени того же Фатиха. К византийской девичьей колонне. Правда, называлась она колонной Афродиты. Разумеется, не было тогда никакой Фатих-джами и одноименной улочки тоже. А был тут весьма злачный район. Как рассказывают хроники, Константин Великий (а он, так, на минуточку, правил в 306-337гг. н.э.) построил здесь публичный дом. Времена были весьма эклектичные, и тот же Константин Великий построил неподалеку храм Святых Апостолов (на его месте сейчас и стоит Мечеть Фатиха), одно другому не мешало. Перед публичным домом стояла на каменной колонне статуя Афродиты. По легенде, статуя была вещей - девы благочестивые проходили рядом спокойно, а поправшие мораль вели себя неадекватно и задирали подолы (сами понимаете, ношением панталон тогда себя не обременяли). Шли годы, мелькали десятиления. вот уже и Константин Великий упокоился в Храме святых Апостолов. От этого храма осталось много изображений в древних хрониках, плохие копии остались вроде собора Сан-Марко в Венеции, но точных данных - увы... Некоторы специалисты считают, что он выглядел так
Сменялись на византийском троне императоры. Кончился четвертый век, прошел пятый, настала вторая половина шестого века, а статуя Афродиты все выявляла нарушительниц морали и нравственности. Возможно, и дальше трудилась бы она на этом поприще, если бы не один случай. Родственница будущего императора Юстина II собралась в баню, во Влахерны. Обычно следовала она по Золотому Рогу на корабле, да некстати буря разыгралась. Пришлось ехать через город, а путь, как на грех, лежал мимо знаменитой колонны. Ну и, как изящно написали древние "...ее срам заголился, доказывая, что она соблудила. Вот за это она и разрушила статую".
А колонна никуда не делась. Время шло своим чередом. Вот уж и тринадцатый век настал, уже и крестоносцы разграбили Константинополь. Наконец Михаил VIII (1261-1282) повелел украсить каменный столб скульптурной группой - изобразить архангела Михаила, а рядом - себя любимого, коленопреклоненно подносящего архистратигу Константинополь в виде символической модели. Колонну эту в таком виде описали, между прочим, и русские паломники. Правда, потом, после землетрясения у архангела отвалилась голова, а император выронил город из рук.
Все это, конечно, очень любопытно. Но пришли мы сюда зря, никакой колонны тут нет. И все-таки она существует. Барон Мюнхгаузен никогда не врет.
Вернемся к акведуку, пройдем вдоль него, пересечем бульвар Ататюрка, минуем мечеть Шехзаде, свернем за угол, к Золотому Рогу.
Вот сюда-то нам и надо.
Не узнаете? Вот где мы.
Входим. Обратите внимание на колонны розоватого камня. Их четыре, две по северной стороне, две по южной. Вам кажется, что великий Мимар Синан в XVI веке повелел изготовить их для мечети Сулеймана Кануни? А вот фигушки, все они сполии - то есть взяты из других сооружений и исползуются вторично. А что похожи как две (четыре) капли вды, так султанский архитектор имел выбор. Турки утверждают, что одна колонна из Баальбека, вторая из Александри, третья найдена на территории Большого дворца византийских императоров.
За "всю Одессу" я вам не скажу... А вот про четвертую колонну доподлинно известно, что она та самая из-под статуи Афродиты))). Мой топографический кретинизм меня в очередной раз подвел - я сфотографировала южные колонны, а надо было северные. Поэтому вместо фото покажу схемку
Колонну отпилили от цоколя и укоротили. Вот ведь какая исторя - кажется, ну что интересного, простой каменный столб. А как подумаешь, сколько девичьих сердец при его виде трепетало...